Программа Шахматы

Департамент образования
Администрации г. Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов
Принята решением Педагогического совета
Протокол № 1 от 28.08. 2020 года

,О от 31.08.2020 г.
У СОШ № 67 с углубленным
ьных предметов
Г.Н. Арбузова

Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая
программа физкультурно-спортивной
направленности «Шахматы»
Возраст обучающихся: -6-14 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Казаринов Василий Поликарпович,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург,
2020 г.

Пояснительная записка
На современном этапе образования происходят радикальные
изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в
значительной степени способствующая становлению личности детей и
наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Программа
является
модифицированной
дополнительной
образовательной программой физкультурно-спортивной направленности для
старшего дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.
Нормативная основа программы
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в
Российской Федерации»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
- Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
Уровень реализации программы – базовый.
Актуальность. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям
много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного
развития, формирования внутреннего плана действий – способности
действовать в уме. Шахматные игры развивают целый комплекс
3

наиважнейших качеств и поэтому с давних пор приобрели особую
социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов
досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим
детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к
творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга
общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации
позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок,
особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. В настоящее
время шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все
детские соревнования носят спортивную направленность. Таким образом,
развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее
спортивной форме.
Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и полезных для
общества качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение,
способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и
правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т. д. Шахматы,
сочетающие в себе также элементы науки и искусства, способны
вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды
спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в
шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у
ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств
характера.
Шахматы сильны еще и тем, что существуют для всех!
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих
воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств
выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и
умение смирять фантазию. Всё это требуется и в шахматах. Они
многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят
«упоение в борьбе».
Шахматы – это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из
одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения.
Как говорил Хосе Рауль Капабланка, «шахматы – нечто большее, чем просто
игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть
определённые художественные свойства и много элементов научного».
Новизна программы «Шахматы» заключается в том, что позволяет
обучающимся в условиях реальностей современного мира реализовать
многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать
обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся:
они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы,
выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое
4

использование занимательного материала, включение в занятия игровых
ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности
можно судить по таким весомым аргументам как создание международных
организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат,
проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных
международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным
занятием для огромного количества людей и помогают становлению
человека в любой деятельностной среде, способствуя гармоничному
развитию личности.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том,
что она направлена на организацию содержательного досуга обучающихся,
удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной
деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервноэмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
В центре современной концепции общего образования лежит идея
развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей,
воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому
способствует процесс обучения игре в шахматы. Игра в шахматы развивает
наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического
мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность.
Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее,
самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения,
бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было
подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше
успевают в школе, игра в шахматы положительно влияет на
совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств,
как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные
формы волевого управления поведением.
В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый
план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени
способствующая становлению личности младших школьников и наиболее
полному раскрытию их творческих способностей.
Цель программы – личностное и интеллектуальное развитие
учащихся, формирование общей культуры и организация содержательного
досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Образовательные

научить обучающихся следить за развитием событий на
шахматной доске;

научить играть шахматную партию от начала до конца с
соблюдением всех правил;

научить решать шахматные задачи в 1-2 хода;

научить обучающихся работать самостоятельно;
5




научить обучающихся планировать свою игру и работу;
научить работе с шахматной литературой.

Развивающие

развитие
универсальных
способов
мыследеятельности
(логическое мышление, память, внимание, воображение, умение производить
логические операции);

повышение уровня спортивной работоспособности;

развитие интеллектуальных способностей;

расширение кругозора ребёнка;

развитие творческого мышления;
Воспитателные

формирование познавательную самостоятельность.

воспитание потребности в здоровом образе жизни;

воспитание трудолюбия, дисциплинированности, сознательности,
активности;

формирование способности к самооценке и самоконтролю.
Отличительные особенности программы: установка сделать из
ребенка гроссмейстера не является приоритетной в данной программе. И
если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах,
то это не рассматривается как жизненная неудача. Начальный курс
программы по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен
детям с 6 лет.
Большое значение при изучении программы имеет специально
организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания
учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится
примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается
вариант примерного распределения программного материала, приводится
перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек,
которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками.
Предлагается также рекомендательный список художественной литературы и
список методической литературы для педагога.
Основой организации работы с обучающимися в данной программе
является система дидактических принципов:

принцип психологической комфортности – создание
образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих
факторов учебного процесса;

принцип
минимакса
–
обеспечивается
возможность
продвижения каждого ребенка своим темпом;

принцип целостного представления о мире – при введении
нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями
окружающего мира;
6


принцип вариативности – у детей формируется умение
осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется
возможность выбора;

принцип творчества – процесс обучения сориентирован на
приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные
взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают
решение задач интеллектуального и личностного развития.
Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого
интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний
план
действий,
развивать
пространственное
воображение,
целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать
самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок
делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей
возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся
выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с
ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных
фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового»
периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у
детей: загадки, стихи, сказки, песни о шахматах, шахматные миниатюры и
инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих
детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске,
сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют
закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Содержание программы включает непосредственно обучение
шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а также знакомство с
шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов, обучение
решению шахматных задач. На занятиях используются обучающие плакаты,
диаграммы, задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по
темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото,
викторины и др., решение которых дает не только информацию о какой-либо
фигуре, но и представление о ее игровых возможностях и ограничениях.
Кроме этого, учащимся предлагаются темы для самостоятельного
изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные
рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Основными разделами программы на каждом году обучения являются
темы: «Дебют», «Эндшпиль», «Тактика», «Стратегия», «История» и
«Решение задач».
В процессе обучения по программе закладываются и создаются
основы для получения первоначальных навыков чтения, изучения
иностранных языков, пространственного мышления. Изучаются правила
шахмат, матование одинокого короля и пешечный эндшпиль. Происходит
7

первичное ознакомление обучающихся с такими основами шахмат, как
тактика, дебют, эндшпиль и другие игровые моменты. Продолжается
изучение эндшпиля и решение задач.
При обучении детей шахматам их знания должны пополняться и
элементарными сведениями исторического характера. На первом этапе не
ставится задача подробного изучения творчества шахматистов, а
предполагает лишь первое знакомство с лучшими представителями этой
древней игры. Самостоятельные экскурсии в мир шахматной истории
формируют и развивают у детей с 6 лет навык чтения.
Одним из важнейших условий, обеспечивающих прочное усвоение
знаний и овладение навыками, является проверка и оценка.
Создание благоприятного психологического климата, творческой
атмосферы на занятиях, дружеского отношения между детьми,
взаимопонимания, наличие системы стимулов и поощрений, движение от
простого к сложному повышает психоэмоциональный настрой каждого
ребенка, помогает быть уверенным в своих силах, уметь оценивать свои успехи.
Условия реализации программы
Возраст детей
Участниками программы являются дети старшего дошкольного,
младшего и среднего школьного возраста 6–14 лет.
Наполняемость групп – до 15 человек.
Сроки реализации программы
1 год – 36 часов.
2 год – 72 часа
Режим проведения занятий:
1 год обучения - 1 раз в неделю по 1 часу
2 год обучения - 1 раз в неделю по 2 часа
Формы организации детей
Групповая, индивидуально-групповая (при подготовке детей к
соревнованиям).

Планируемые результаты освоения учащимися программы
дополнительного образования
Личностные результаты освоения программы.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.

8

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе.
Метапредметные результаты освоения программы программы.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы програмы
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые,
чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой;
Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на
шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста,
рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь,
пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и
её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение»,
лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые,
королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры
в дебюте;
9

Основные тактические приемы; что означают термины: дебют,
миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить
несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать
простейшие окончания
Критерии оценки результатов реализации программы
Формы подведения итогов:
1. Шахматные турниры.
2. Доклады.
3. Проектные работы
4. Сеансы одновременной игры.
5. Конкурсы по решению шахматных задач.
6. Участие в городских и районных соревнованиях по классическим
шахматам.
7. Участие в районном конкурсе проектов.
8. Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных
учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет,
который включает в себя:
o
вопросы по теории и истории шахмат,
o
игру с руководителем кружка,
o
соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.
Педагогический контроль
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения,
позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её
протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику
роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его
индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог
вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и
решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при
выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов,
фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные
испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.

входящая аттестатция (оценка усвоения изучаемого материала)
осуществляется педагогом в форме наблюдения;

промежуточная аттестация проводится один раз в полугодие в
форме тестов, различных весёлых заданий и упражнений;

итоговая аттестация проводится в конце учебного года, в форме
тестирования, выполнения тестовых упражнений по определению уровня
освоенных навыков, а также письменного опроса для определения объема
освоенных теоретических знаний.
К концу обучения ребенок должны знать:
- историю возникновения шахматной игры;
10

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход,
взятие, стоять под боем,
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу обучения дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- решать элементарные шахматные задачи.
- правильно располагать доску м/у партнерами, расставлять фигуры
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по
правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает
определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
Формы подведения итогов: участие обучающихся в соревнованиях
различного уровня, тестирование, решение задач.
уметь оценивать свои успехи.

11

Учебный план 1-ого года обучения.
Количество часов

Формы
аттестации/
Всего Теория Практика
контроля
Вводное занятие. Инструктаж по
Беседа
1
1
ТБ
Первое знакомство с Шахматным
1
1
королевством
Шахматная
доска
–
поле
1
1
шахматных сражений
Шахматные фигуры.
Первое 2
опрос
1
1
знакомство
Ладья
2
1
1
Слон
2
1
1
«Могучая фигура» ферзь
2
1
1
Конь
2
1
1
Благородные пешки черно-белой
2
1
1
доски
Король – самая важная, главная
2
1
1
фигура
Сравнительная характеристика и
Опрос, ,
2
1
1
относительная ценность фигур
Шах. Понятие о шахе. Защита от
2
1
1
шаха
Мат – цель игры
2
1
1
Игра
Техника
объявления
мата
Решение задач
2
1
1
одинокому королю
Ничья
2
1
1
Рокировка
1
1
1
Шахматная
партия.
Начало
шахматной партии. Правила и 3
1
2
законы дебюта
Короткие шахматные партии
3
1
2
Игра
Занимательные страницы шахмат 2
1
1
Игра
Итого:
36
19
17

№
Наименование разделов и тем
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

1

Содержание учебного плана 1-ого года обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
Теория: Содержание и режим занятий; инструктаж по технике
безопасности
Практика: Игра «Давайте познакомимся», тестирование для
определения готовности обучающихся к реализации программы.
2. Первое знакомство с Шахматным королевством
Теория: Из истории шахмат. Возникновение и родина шахмат.
Начальные сведения.
3. Шахматная доска – поле шахматных сражений
Теория: Знакомство с основными понятиями:

горизонтали,

вертикали,

диагонали,

центр, фланги,

игра «Почтальон».
Практика:
Дидактические игры и задания
«Горизонталь».
«Вертикаль».
«Диагональ».
«Назови вертикаль».
«Назови горизонталь».
«Назови диагональ».
«Какого цвета поле?»
«Кто быстрее».
4. Шахматные фигуры. Первое знакомство
Теория: «Тронул – ходи!». Белая и черная армии.
Практика:
Дидактические игры и задания
«Волшебный мешочек».
«Угадай-ка».
«Секретная фигура».
«Угадай».
«Что общего?»
«Большая и маленькая».
«Мяч».
5. Благородные пешки черно-белой доски
Теория: «Маленькая да удаленькая.
Практика:
Дидактические игры и задания
«В бой идут одни только пешки», «Игра на уничтожение», «Атака
неприятельской фигуры».
6. Король самая важная, главная фигура
Теория: Ход Короля. И Король в поле воин (взятие).
1

Практика:
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение», «Один в поле воин».
7. Ладья
Теория: Прямолинейная, бесхитростная. Ход, взятие.
Практика:
Дидактические игры и задания
Одна против пешек. Лабиринт. «Захват контрольного поля», «Защита
контрольного поля», «Кратчайший путь».
Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», «Сними часовых»,
«Атака неприятельской фигуры».
8. Слон
Теория: Ход, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Где
сильнее: на краю, в центре, в углу? Легкая и тяжелая фигура. Ладья против
слона.
Практика:
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Сними часовых»,
«Лабиринт», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй
фигуру».
9. «Могучая фигура» ферзь
Теория: «Могучая фигура» ферзь. Дороги ферзя. Ход, взятие. Где
сильнее? Центр, край, угол. Ферзь против ладьи, слона.
Практика:
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение», «Сними часовых», «Один в поле воин»,
«Лабиринт», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь», «Захват
контрольного поля».
10. Конь
Теория: «Прыг, скок и вбок». Ход, взятие, сила. Необычный шаг.
Ходит буквой «Г» и так и сяк. Игра конем на усеченной доске. Центр, край,
угол. Конь против ферзя, ладьи, слона.
Практика:
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение», «Сними часовых», «Один в поле воин»,
«Лабиринт», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь», «Захват
контрольного поля».
11. Сравнительная характеристика и относительная ценность
фигур
Теория: Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение
материального перевеса.
Практика:
Дидактические игры и задания
«Кто сильнее».
1

«Выигрыш материала».
«Защита».
12. Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха
Теория: Что такое шах. Понятие о шахе. Шах ферзем, ладьёй, слоном,
конем, пешкой.
Практика:
Дидактические игры и задания
«Шах или не шах».
«Дай шах».
«Пять шахов».
«Защита от шаха».
«Первый шах».
13. Мат – цель игры
Теория: Понятие шахматного термина «мат». Мат – цель шахматной
игры.
Практика: Решение простейших шахматных задач на мат одинокому
королю.
Решение шахматных задач на все виды шахматных матов: линейный,
мат с поддержкой, «эполетный» мат, диагональный, вертикальный,
горизонтальный маты.
Дидактическиеигры и задания
«Ограниченный король».
Решение задач на шахматных листочках «1000 шахматных заданий».
14. Техника объявления мата одинокому королю
Теория: Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля.
Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Практика:
Дидактическиеигры и задания
«Шах или мат». Шах или мат черному королю?
«Мат или пат».
«Мат в один ход».
«На крайнюю линию».
«В угол».
15. Ничья
Теория: Варианты ничьей. Пат. Отличие пата от мата. Примеры на
пат.
Практика:
Дидактическое задание
«Пат или не пат».
16. Рокировка
Теория: Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Практика:
Дидактическое задание
«Рокировка».
1

17. Шахматная партия. Начало шахматной партии. Правила и
законы дебюта
Теория: Начало шахматной партии. Самые общие представления о
том, как начинать шахматную партию. Правила и законы дебюта. Игра всеми
фигурами из начального положения.
18. Короткие шахматные партии
Теория: Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило:
«Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями,
диагоналями и начальным положением фигур.
Практика:
Дидактические игры и задания
«Мешочек».
«Да и нет».
19. Занимательные страницы шахмат
Теория: Шахматные сказки.
Практика: Практическая игра всеми фигурами из начального
положения. Решение шахматных задач.
К концу первого года обучения дети должны уметь играть шахматную
партию от начала до конца с соблюдением всех правил.

1

Учебный план 2-ого года обучения
Количество часов
Формы
№
Наименование разделов и тем
аттестации/
п/п
Всего Теория Практика
контроля
Вводное занятие. Инструктаж по
Беседа
1
1
1
ТБ
Правила
шахматной
игры,
правило
«тронул
ходи».
2 Нотация,
требование
записи 3
3
турнирной партии. Турнирная
дисциплина.
3 Шахматная доска.
2
2
4 Шахматные фигуры
2
2
Сравнительная характеристика и
5
4
1
3
относительная ценность фигур
Шах. Понятие о шахе. Защита от
6
4
1
3
шаха
7 Мат – цель игры. Мат Легаля
4
1
3
опрос
Шахматная
партия.
Начало
8 шахматной партии. Правила и 6
2
4
законы дебюта
Гамбиты. Стратегические идеи
9 гамбита
венской
партии, 4
1
3
королевского гамбита.
10 Рокировка
2
1
1
Эндшпиль. Пешечные окончания.
Опрос,
Король и пешка против короля и
Решение задач,
пешки. Король и пешка против
Игра
короля и двух пешек. Отдаленная
11 проходная пешка. Пешечный 18
6
12
прорыв. Слон против пешки.
Коневые окончания. Король, конь
и пешка против короля. Слоновые
окончания.
12 «Могучая фигура» ферзь
4
1
3
Техника
объявления
мата
13
8
4
4
одинокому королю
14 Короткие шахматные партии
4
2
2
15 Турнир на личное первенство
5
5
Игра
16 Турнир на личное первенство
1
1
Игра
Итого:
72
21
51

1

Содержание учебного плана 2-го года обучения.
1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
Теория: Содержание и режим занятий; инструктаж по технике
безопасности
Практика: Тестирование для определения готовности обучающихся к
реализации программы.
2. Правила шахматной игры, правило «тронул - ходи». Нотация,
требование записи турнирной партии. Турнирная дисциплина
Теория: «Тронул – ходи!». Начальные сведения.
3.Шахматная доска.
Теория: Повторение основных понятий:

горизонтали,

вертикали,

диагонали,

центр, фланги,

игра «Почтальон».
Практика:
Дидактические игры и задания
«Горизонталь».
«Вертикаль».
«Диагональ».
«Назови вертикаль
«Назови горизонталь».
«Назови диагональ».
«Какого цвета поле?»
«Кто быстрее».
4. Шахматные фигуры
Теория: Белая и черная армии.
Практика:
Дидактические игры и задания
«Волшебный мешочек».
«Угадай-ка».
«Секретная фигура».
«Угадай».
«Что общего?»
«Большая и маленькая».
«Мяч».
5. Сравнительная характеристика и относительная ценность
фигур
Теория: Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение
материального перевеса.
Практика:
Дидактические игры и задания
«Кто сильнее».
«Выигрыш материала».
1

«Защита».
6. Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха
Теория: Что такое шах. Понятие о шахе. Шах ферзем, ладьёй, слоном,
конем, пешкой.
Практика:
Дидактические игры и задания
«Шах или не шах».
«Дай шах».
«Пять шахов».
«Защита от шаха».
«Первый шах».
7. Мат – цель игры. Мат Легаля
Теория: Понятие шахматного термина «мат». Мат – цель шахматной
игры.
Практика: Решение простейших шахматных задач на мат одинокому
королю.
Решение шахматных задач на все виды шахматных матов: линейный,
мат с поддержкой, «эполетный» мат, диагональный, вертикальный,
горизонтальный маты.
Дидактические игры и задания
«Ограниченный король».
Решение задач на шахматных листочках «1000 шахматных заданий».
8. Шахматная партия. Начало шахматной партии. Правила и
законы дебюта
Теория: Начало шахматной партии. Самые общие представления о
том, как начинать шахматную партию. Правила и законы дебюта. Игра всеми
фигурами из начального положения.
9. Гамбиты. Стратегические идеи гамбита венской партии,
королевского гамбита
Теория: Гамбит ка начало дебюта. Виды гамбитов
Практика:
Дидактические игры и задания
10. Рокировка
Теория: Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Практика:
Дидактическое задание
«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в
тех или иных случаях
11. Эндшпиль.
Теория: Пешечные окончания. Король и пешка против короля и
пешки. Король и пешка против короля и двух пешек. Отдаленная проходная
пешка. Пешечный прорыв. Слон против пешки. Коневые окончания. Король,
конь и пешка против короля. Слоновые окончания.
Практика: Решение простейших шахматных задач
1

Дидактические игры и задания
12 Эндшпиль. «Могучая фигура» ферзь
Теория: «Могучая фигура» ферзь. Ферзь против ладьи, слона. Мат
ферзем
Практика:
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение», «Сними часовых», «Один в поле воин»,
«Лабиринт», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь», «Захват
контрольного поля». Правило «Г»
13. Эндшпиль. Техника объявления мата одинокому королю
Теория: Понятие шахматного термина «мат». Мат – цель шахматной
игры.
Практика: Решение простейших шахматных задач на мат одинокому
королю.
Решение шахматных задач на все виды шахматных матов: линейный,
мат с поддержкой, «эполетный» мат, диагональный, вертикальный,
горизонтальный маты.
Дидактические игры и задания
«Ограниченный король».
Решение задач на шахматных листочках «1000 шахматных заданий».
14. Короткие шахматные партии
Теория: Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило:
«Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями,
диагоналями и начальным положением фигур.
Практика:
Дидактические игры и задания
«Мешочек».
«Да и нет».
15. Турнир на личное первенство
Теория: Турнирная дисциплина. «Тронул – ходи!».
Практика: проведение турнира, определение победителей.
Содержание второго года обучения включает непосредственно
обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а также
знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов;
учатся решать шахматные задачи.
К концу второго года обучения ребёнок должен знать:
- Имена нескольких выдающихся шахматистов
- Шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат,
ничья,
К концу второго года обучения ребёнок долден уметь:
- разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением
всех правил игры;
- ставить мат в один ход; решать шахматные задачи в 1-2 хода
1

Планируемые результаты
К концу освоения программы дети должны знать:

шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные,
ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка,
король.

правила хода и взятия каждой фигурой – ходы, в том числе шах и
рокировку; нападения и взятия, в том числе и взятие на проходе;

названия и порядок следования 8 первых букв латинского
алфавита;

цель игры: мат, пат, ничья;

шахматную нотацию;

абсолютную и относительную ценность фигур;

приёмы и способы матования одинокого короля;

историю возникновения шахматной игры;

правила игры.
уметь:

записывать шахматную партию;

пользоваться шахматными часами;

проводить комбинации;

владеть техникой матования одинокого короля;

решать простейшие задачи;

записывать партию до 10-го хода;
приобретут теоретические знания и практические навыки в
шахматной игре;
повысят уровень развития абстрактно-логического и творческого
мышления,
памяти,
внимания,
воображения,
интеллектуальных
способностей, спортивной работоспособности; сформируют умения
производить логические операции.
сформируют
личностные
качества
–
трудолюбие,
дисциплинированность, сознательность, активность и потребность ведения
здорового образа жизни.
Методическое обеспечение программы
Методы обучения
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд
этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых
положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и
репродуктивный методы. Они применяются:
1. при знакомстве с шахматными фигурами;
2. при изучении шахматной доски;
1

3. при обучении правилам игры;
4. при реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных
этапах шахматной партии, где основным методом становится
продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел,
учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего
формируется следующий алгоритм мышления:
анализ позиции – мотив – идея – расчёт – ход
Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем – при
изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении
типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является
частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории
осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок
проделывает самостоятельно.
В программе предусмотрены материалы для самостоятельного
изучения обучающимися (домашние задания, специально подобранная
шахматная литература, картотека дебютов и др.).
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод,
для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное
составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары,
мат в определенное количество ходов и т. д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных
направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой
собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего,
обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых
разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
4. Теоретические
занятия,
шахматные
игры,
шахматные
дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
Материально-техническое обеспечение

кабинет для занятий, столы, стулья, доска;

шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному
комплекту на 2-х детей);

демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур;

шахматные часы;

шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий;

шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для
изучения шахматной нотации;
1



мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный

мешочек»;
цветные карандаши;

фломастеры;

бумага для рисования.
Для занятий используется специальная литература, карточки с
диаграммами для решения задач и упражнений, разрезная шахматная доска,
демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Костров В.В. Эта книга научит играть в шахматы детей и
родителей. – СПб.: Литера. 2015.
2. Костров В.В. Шахматный решебник: Комбинации. – СПб.:
Литера. 2014.
3. Костров В.В. Шахматный решебник: Реализация материального
перевеса. – СПб.: Литера. 2014.
4. Костров В.В. Шахматный решебник: Связка. – СПб.: Литера.
2014.
5. Костров В.В. Шахматный решебник: Двойной удар. – СПб.:
Литера. 2014.
6. Костров В.В. Шахматный решебник: Отвлечение. – СПб.: Литера.
2014.
7. Костров В.В. Шахматный решебник: Завлечение. – СПб.: Литера.
2014.
8. Романова И. Шахматы для начинающих: правила, стратегии и
тактика игры / И. Романова; под ред. И.Г. Сухина. – М.: АСТ. 2014
Интернет-ресурсы
1. Костров В. «Занимательные шахматы, Нескучный учебник»,
СПб.: Тригон, 1997. ». – URL: http://www.razym.ru/semiyahobbi/igri/215115kostrov-v-zanimatelnye-shahmaty.html
2. Сухин И.Г. «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КУРС "ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ». –
URL:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/01/30/federalnayaprogramma-sukhina-shakhmaty-pervyy-god-dlya-samary

1

Календарный учебный график на 2020-2021 учебный год
Первый год обучения
Место проведения кабинет № 7А
№
Месяц
пп

КолНаименование
Форма
во
разделов и тем
контроля
часов
Техника
Беседа, диалог,
Тестирование,
1 безопасности.
игры-знакомства
опрос
Вводное занятие
Первое знакомство
Игра, беседа.
1 с Шахматным
королевством
Шахматная доска
Лекция, беседа.
1 – поле шахматных
сражений.
Шахматные
Занятие-игра,
1 фигуры. Первое
беседа.
знакомство.
Шахматные
Занятие-игра,
фронтальный
1 фигуры. Первое
беседа,
опрос
знакомство.
Лекция, беседа.
1 Ладья
Занятие-игра,
фронтальный
1 Ладья.
беседа.
опрос
Лекция, беседа.
1 Слон.

Неделя Формазанятия

1.

Сентябрь

1

2.

Сентябрь

2

3.

Сентябрь

3

4.

Сентябрь

4

5.

Октябрь

1

6.

Октябрь

2

7.

Октябрь

3

8.

Октябрь

4

9.

Октябрь

5

Занятие-игра,
беседа.

1

10. Ноябрь

1

Лекция, беседа.

1

11. Ноябрь

2

12. Ноябрь

3

13. Ноябрь

4

14. Декабрь

1

Лекция, беседа.

1

2

Занятие-игра,
беседа.

1

3

Лекция, беседа.

1

17.

4

Занятие-игра,
беседа.

1

18. Январь

3

Лекция, беседа.

1

Декабрь

15.

Занятие-игра,
беседа.
Лекция, беседа.
Занятие-игра,
беседа.

1
1
1

Декабрь

16.
Декабрь

1

Слон.

фронтальный
опрос

«Могучая фигура»
Ферзь.
«Могучая фигура» фронтальный
Ферзь.
опрос
Конь.
фронтальный
Конь.
опрос
Благородные
пешки чернобелой доски.
Благородные
фронтальный
пешки черноопрос
белой доски.
Король – самая
важная, главная
фигура.
Король – самая
фронтальный
важная, главная
опрос
фигура.
Сравнительная
характеристика и

1

относительная
ценность фигур.
Сравнительная
характеристика и
относительная
ценность фигур
Шах. Понятие о
шахе. Защита от
шаха.
Шах. Понятие о
шахе. Защита от
шаха.
Мат – цель игры.

1

Мат – цель игры.

Январь
4

Занятие-игра,
беседа.

1

20.

5

Лекция, беседа.

1

21. Февраль

1

Занятие-игра,
беседа.

1

22. Февраль

2

23. Февраль

3

19.
Январь

Лекция, беседа.
Занятие-игра,
беседа.

24. Февраль

4

Лекция, беседа.

1

25. Март

1

Занятие-игра,
анализ.

1

26. Март

2

27. Март

3

28. Март

4

29. Апрель

Лекция, беседа.
Занятие-игра,
беседа.
Лекция, беседа,
обсуждени
Лекция, беседа

1

1
1
1

1
Занятие-игра,
анализ

30. Апрель

23

1

фронтальный
опрос

фронтальный
опрос
фронтальный
опрос

Техника
«матования»
одинокого короля.
Техника
фронтальный
«матования»
опрос
одинокого короля.
Ничья
фронтальный
Ничья.
опрос
Рокировка.
Шахматная
партия. Начало
шахматной
партии. Правила и
законы дебюта.
Шахматная
партия. Начало
шахматной
партии. Правила и
законы дебюта
Короткие
шахматные
партии.
Короткие
шахматные
партии.

фронтальный
опрос

31. Апрель

3

Занятие-игра,
анализ

32. Апрель

4

Занятие-игра,
анализ

1

33. Апрель

5

Занятие-игра,
анализ

1

фронтальный
Короткие
шахматные партии опрос

2

Занятие-игра,
анализ

1

фронтальный
Занимательные
страницы шахмат. опрос

1

Занимательные
фронтальный
страницы шахмат.

34. Май
35.

Май

3

Занятие-игра,

1

1

фронтальный
опрос
фронтальный
опрос

анализ
Май
4

36.

опрос

Занятие-игра,
анализ

1

фронтальный
Занимательные
страницы шахмат. опрос

Календарный учебный график на 2020-2021 учебный год
Второй год обучения
Место проведения кабинет № 7А
КолНаименование
Форма
Формазанятия во
разделов и тем
контроля
часов
Беседа, диалог,
Техника безопасности. Тестирование,
2
1. Сентябрь
игры-знакомства
Вводное занятие
опрос
Первое знакомство с
2 Шахматным
2. Сентябрь Игра, беседа.
королевством
Шахматная доска –
2 поле шахматных
3. Сентябрь Лекция, беседа.
сражений.
Занятие-игра,
Шахматные фигуры.
2
4. Сентябрь
беседа.
Первое знакомство.
Занятие-игра,
Шахматные фигуры.
2
фронтальный опрос
5. Октябрь
беседа,
Первое знакомство.
2 Ладья
6. Октябрь Лекция, беседа.
Занятие-игра,
2 Ладья.
фронтальный опрос
7. Октябрь
беседа.
2 Слон.
8. Октябрь Лекция, беседа.
Занятие-игра,
2 Слон.
фронтальный опрос
9. Октябрь
беседа.
«Могучая фигура»
2
10. Ноябрь Лекция, беседа.
Ферзь.
Занятие-игра,
«Могучая фигура»
2
фронтальный опрос
11. Ноябрь
беседа.
Ферзь.
2 Конь.
12. Ноябрь Лекция, беседа.
Занятие-игра,
2 Конь.
фронтальный опрос
13. Ноябрь
беседа.
Благородные пешки
2
14. Декабрь Лекция, беседа.
черно-белой доски.
Декабрь Занятие-игра,
Благородные пешки
2
фронтальный опрос
15.
беседа.
черно-белой доски.
Декабрь
Король – самая важная,
Лекция, беседа.
2
16.
главная фигура.
Декабрь Занятие-игра,
Король – самая важная,
2
фронтальный опрос
17.
беседа.
главная фигура.

№
Месяц
пп

1

18. Январь

2

Сравнительная
характеристика и
относительная
ценность фигур.
Сравнительная
характеристика и
фронтальный опрос
относительная
ценность фигур
Шах. Понятие о шахе.
Защита от шаха.
Шах. Понятие о шахе.
фронтальный опрос
Защита от шаха.
Мат – цель игры.

2

Мат – цель игры.

фронтальный опрос

фронтальный опрос

2

Техника «матования»
одинокого короля.
Техника «матования»
одинокого короля.
Ничья

2

Ничья.

фронтальный опрос

2

Рокировка.

Лекция, беседа.

2

Занятие-игра,
беседа.

2

Лекция, беседа.

2

Январь
19.

20.

Январь

Занятие-игра,
беседа.
22. Февраль Лекция, беседа.
Занятие-игра,
23. Февраль
беседа.
21. Февраль

24. Февраль Лекция, беседа.
25. Март
26. Март
27. Март
28. Март

Занятие-игра,
анализ.
Лекция, беседа.
Занятие-игра,
беседа.
Лекция, беседа,
обсуждени
Лекция, беседа

29. Апрель

30. Апрель

2

2
2

2
Занятие-игра,
анализ

Занятие-игра,
31. Апрель анализ

2

Шахматная партия.
Начало шахматной
партии. Правила и
законы дебюта.
Шахматная партия.
Начало шахматной
партии. Правила и
законы дебюта

2

Короткие шахматные
партии.

Занятие-игра,
32. Апрель анализ

2

Короткие шахматные
партии.

Занятие-игра,
33. Апрель анализ

2

Короткие шахматные
партии

2

Занимательные
страницы шахмат.

Занятие-игра,
анализ

2

Занимательные
страницы шахмат.

Занятие-игра,
анализ

2

Занимательные
страницы шахмат.

34. Май
Май
35.
Май
36.

Занятие-игра,
анализ

1

фронтальный опрос
фронтальный опрос
фронтальный опрос
фронтальный опрос
фронтальный опрос
фронтальный опрос
фронтальный опрос

Май
37.

Занятие-игра,
анализ

2

Занимательные
страницы шахмат.

1

фронтальный опрос


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности — в политике конфиденциальности. Данная политика действует на всех страницах сайта.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».